16.08.2011

Электронная коммерция и Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров

Категория: Электронная коммерция
Автор: Fernando Gava Verzoni

Перевод статьи на русский язык размещается на сайте ilex.com.ua с разрешения автора Fernando Gava Verzoni (Porto Alegre, Brasil).

Статья размещена на английском языке в «Nordic Journal of Commercial Law», issue 2006 #2: www.njcl.utu.fi

I. ВВЕДЕНИЕ
 
Тексту Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (далее «Конвенция»)[1] уже четверть века. Ее редактирование закончилось в 1980 г., а в 1988 г. Конвенция вступила в силу. С тех пор Конвенция стала потенциально применимой к международным торговым операциям среди государств, отвечающих за более чем две трети мировой торговли [2]. В то время как число государств-участников Конвенции увеличивалось, с развитием информационных технологий – особенно после начала 90-х годов – значительно изменились реальные условия международной торговли. Контрагенты стали заключать международные договора, используя новый инструментарий информационных технологий, давая рождение выражению «электронная коммерция» (или просто «e-commerce»). Даже в тех случаях, когда контракт заключался более традиционным способом, участники международной торговли начали взаимодействовать друг с другом в электронной форме для того, чтобы решать вопросы, возникающие после заключения контракта, в частности, вопросы исполнения контракта [3].
 
Разработчики Конвенции, конечно же, не могли предвидеть таких изменений в поведении участников международной торговли. И, действительно, в Конвенции отсутствуют специальные положения, относящиеся к вопросам, связанным с электронной коммерцией. Так как Конвенция представляет собой многосторонний договор между многочисленными государствами-участниками, реализация предложения о заключении протокола к Конвенции наверняка заняла бы много времени, если компромисс вообще мог бы быть найден [4]. Если изменение Конвенции не является вероятным решением проблемы в краткосрочном аспекте, то возникает вопрос, может ли Конвенция сама по себе обеспечить приемлемые условия для электронных коммерческих сделок. Именно эта тема исследуется в настоящей статье.
 
В Конвенции есть положение, которое специально относится к вопросу заполнения пробелов – статья 7(2). Согласно этому положению пробелы (или, используя определение Конвенции, «вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не разрешены») должны заполняться в соответствии с общими принципами, на которых она основана»; только при отсутствии таких принципов указанные вопросы должны разрешаться путем обращения к местному праву, применяемому в силу коллизий правовых норм. Поэтому если некоторые относящиеся к электронной коммерции вопросы и не разрешаются Конвенцией прямо, она, тем не менее, сама может предоставить необходимые инструменты для разработки правил, позволяющих разрешать такие вопросы...
 
[1] Смотрите 19 I.L.M. 668 (1980) и 52 F.R. 626202 (внутреннее сообщение о ратификации США, 2 марта 1987 г.) 
[2] Смотрите  Andrea L. Charters, Fitting the ‘Situation’: the CISG and the Regulated Market, 4 WASH. U. GLOBAL STUD. L. REV. 1, 2 (2005). Чтобы получить обновленный список участвующих в Конвенции государств, смотрите <www.uncitral.org/english/status/statuse.htm Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods (Vienna, 1980)> (последнее посещение 19 апреля 2005 г.).
[3] Выражение «электронная коммерция» будет использоваться в данной статье в расширительном толковании, означая любую торговую сделку, в которой стороны используют электронные средства коммуникации (не обязательно только для заключения контракта) также для решения вопросов, возникающих после заключения контракта.

Скачать всю статью (*.pdf)