26.01.2008

Электронная торговля и НДС по-украински (часть 1)

Категория: Электронная коммерция

В настоящей статье кратко рассматриваются некоторые налоговые аспекты электронной торговли с точки зрения украинского законодательства. При этом специально не дается определение понятия «электронная торговля».
Итак, в соответствии с подпунктом 2.3.3 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», лицо подлежит обязательной регистрации как плательщик НДС в случае, когда оно поставляет товары (услуги) на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей, при этом лицо-нерезидент может осуществлять такую деятельность только через свое постоянное представительство, зарегистрированное на территории Украины.

Если с каждым понятием этой нормы законы по отдельности все или почти все более или менее ясно, то ответ на вопрос о том, что следует понимать под «использованием глобальной или локальной компьютерной сетей» в свете вышеизложенного, является ключевым. Использование означает извлечение пользы (благ, выгоды), употребление чего-либо с пользой (выгодой). Отсюда можно сделать такие выводы.

1. Если лицо применяет ГКС или ЛКС при осуществлении продажи товаров или услуг (на таможенной территории Украины), и такое применение предоставляет лицу выгоды, которые оно не получало бы в случае неприменения ГКС или ЛКС, то лицо по закону обязано зарегистрироваться плательщиком НДС.

2. Если лицо применяет ГКС или ЛКС при осуществлении продажи товаров или услуг (на таможенной территории Украины), и такое применение предоставляет лицу точно такие же выгоды, которые оно получало бы в случае неприменения ГКС или ЛКС, то лицо по закону обязано зарегистрироваться плательщиком НДС (поскольку выгода от ГКС или ЛКС лицом одинаково извлекается).

Теоретически, возможно применение ГКС или ЛКС, которое не приносило бы пользы лицу-применителю. На практике же любое добровольное применение лицом ГКС или ЛКС при продаже товаров (услуг) обусловлено намерением лица получить какие-либо выгоды (блага) от такого применения. Поэтому, если ЛЮБОЕ применение ГКС или ЛКС при осуществлении продаж товаров (услуг) носит самостоятельный и систематический характер, законная обязанность лица зарегистрироваться плательщиком НДС выглядит очевидной.

Продолжая цепочку рассуждений, вполне логично вытекают следующие два вопроса.
Во-первых, каким образом налоговый орган может доказать факт нарушения лицом законодательства о НДС, а именно осуществление лицом продаж с использованием ГКС или ЛКС при отсутствии регистрации лица в качестве плательщика НДС и, таким образом, уклонение лица от налогообложения.
Во-вторых, какие возможны негативные последствия для лица при проведении им продажи товаров (услуг) с любым использованием ГКС или ЛКС и в случае отсутствия у лица регистрации плательщиком НДС.
И, конечно же, не лишним будет прямо и аргументировано ответить на вопрос о соотношении норм законодательства об упрощенной системе налогообложения и общей системы налогообложения в контексте права плательщика единого налога продавать товары (услуги) с использованием ГКС или ЛКС без регистрации плательщиком НДС.

Ответы на эти и другие вопросы, а также значение места поставки товаров (услуг) для целей налогообложения НДС рассматриваются во второй части настоящей статьи.